(8362) 42-36-32, 42-43-84 Йошкар-Ола, ул. Вознесенская, 39

«Если быть, то быть первым»

Епарова А.В., научный сотрудник отдела воинской славы МБУК «Музей истории города Йошкар-Олы»

Текст доклада к конференции «Евсеевские чтения-2014»

Проходя по улицам нашего города, невольно замечаешь, что многие из них названы в честь известных, знаменитых людей, героев войны, выдающихся ученых или просто именами наших земляков, чей вклад был весом для развития марийского края. Так однажды проходя по ул. Баумана, наткнулась на небольшой переулок. Оказалась ул. Чкалова. Совсем небольшая по своей протяженности, но какую информацию она несет только своим названием.

Валерий Павлович Чкалов – легендарный, советский лётчик-испытатель, комбриг, Герой Советского Союза.

«Если быть, то быть первым». Именно эту фразу считают крылатой фразой командира экипажа самолета, совершившего первый беспересадочный перелет через Северный Полюс из Москвы в Ванкувер (Америка) Валерия Чкалова. Крылатой была не только его фраза, но и вся его жизнь. В 2014 году знаменитый летчик-рекордсмен отмечает юбилей - 110 лет.

В.П. Чка́лов родился 20 января (2 февраля) 1904, в Василёво, Балахнинский уезд Нижегородской губернии Российской империи. Автор фигур высшего пилотажа — восходящего штопора и замедленной бочки.

Рекордные перелёты экипажа известны на весь мир:

- Перелёт экипажа Чкалова из Москвы на Дальний Восток стартовал 20 июля 1936 года и продолжался 56 часов до посадки на песчаной косе острова Удд в Охотском море. Общая протяжённость рекордного маршрута составила 9375 километров. За перелёт на Дальний Восток весь экипаж был удостоен звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина: медаль Золотая Звезда, введённая в 1939 году уже после смерти Чкалова, была вручена только в 2004 году его детям. Кроме того, Чкалову был подарен личный самолёт У-2 (сейчас находится в музее в Чкаловске). С этого момента Чкалов приобрёл всенародную известность в СССР.

- Перелёт через Северный полюс из Москвы в Ванкувер (штат Вашингтон, США). Старт самолёта АНТ-25 состоялся 18 июня 1937 г., 20 июня самолёт совершил благополучную посадку в городе Ванкувер, штат Вашингтон, США. Протяжённость перелёта составила 8504 километра. Полёт проходил в значительно более сложных условиях, чем предыдущий (отсутствие видимости, обледенение и т. д.). За этот перелёт экипаж был награждён орденами Красного Знамени.

В преддверии 70-летия Великой Победы и говоря о таком легендарном летчике, как В.Чкалов можно упомянуть еще один факт. Во время Великой Отечественной войны наши летчики брали в полет фотографию Чкалова – на удачу. Впрочем, бывали случаи, когда его портреты обнаруживались и в вещах сбитых немецких пилотов. Один из них объяснил: “Чкалов не только ваш. Немецкие летчики тоже считают его своим учителем. Наверное, все летчики мира мечтают летать так, как он”.

Много общего с Чкаловым у одного нашего земляка. Во-первых, он тоже летчик и всю жизнь отдал небу, а во-вторых, он из тех, кто всегда стремился быть первым. Речь идет о Герое Советского Союза Канкошеве Ахмад-хан Таловиче. И для него 2014 год тоже юбилейный. 28 августа ему бы исполнилось 100 лет.

Он гордился славными советскими летчиками, совершившими перелет через Северный Полюс. «Нам нужно всегда помнить великого летчика нашего времени Валерия Чкалова и его боевые качества, воспитывать их в себе. Наша задача – бороться за военную железную дисциплину…» - с такими словами выступал на одном из собраний А.Т. Канкошев перед коммунистами республиканского совета Осоавиахима и аэроклуба. Когда курсанты и сотрудники йошкар-олинского аэроклуба собрались на собрание, посвященное памяти Чкалова, А.Т. Канкошев вместе с другими поддержал резолюцию: «…чтя память великого летчика нашего времени Валерия Павловича Чкалова, обязуемся быть такими, каким был Чкалов. Готовить себя практически и теоретически на «отлично» и в нужную минуту по зову Коммунистической партии и Советского правительства встать на защиту любимой Родины от агрессоров всех мастей…».

Говоря о войне 1941-1945 гг., об участии республики в ней, то мы не могли не вспомнить об этом человеке, ведь он был не просто участником войны, он был одним из тех, кто много сделал для развития летного и парашютного дела в республике в самом начале.

Родился Ахмад-хан Талович 28 августа 1914 г. в селе Дейское Кабардино-Балкарской АССР. Окончив 2 курса железнодорожного техникума в г. Орджоникидзе, 1-ую Батайскую школу ГВФ, школу усовершенствования лётного состава Осоавиахима при Центральном аэроклубе им. В.П. Чкалова, А.Т. Канкошев с июня 1938г. по август 1942г. жил в г. Йошкар-Оле. Сначала он возглавил летное подразделение, а затем с 1938 года стал руководителем аэроклуба им. Н. Бабушкиной. Быстро создал дружный коллектив.

Из воспоминаний одной из первых парашютисток республики, выпускницы йошкар-олинского аэроклуба 1938 года, пилота запаса Ведерниковой Антонины Михайловны: «Замечательный коллектив летчиков и техников был в аэроклубе имени Наты Бабушкиной в г. Йошкар-Ола, где училась и я. Начальником этого аэроклуба с 1938 года был Канкошев Ахмед-хан Талович. Чудесный это был человек. Не знаю, как правильно выразиться, но богатой, красивой души. В аэроклубе, на аэродроме – он строгий, требовательный начальник, после полетов он внимательный, отзывчивый, в любую минуту приходивший на помощь, товарищ. Дисциплинирован сам, он требовал дисциплину и от других. Это настоящий организатор, знающий в совершенстве технику пилотирования…».

А так вспоминает своего друга и по совместительству начальника Полина Павловна Ивченко: «Ахмед-хан Талович и его семья были нам очень дороги. Вместе с ним и под его руководством я более трех лет работала в аэроклубе им. Наты Бабушкиной. Это был человек исключительного обаяния. Как командир был очень грамотный, волевой, внимательный и душевный человек и в то же время требовательный начальник. Под его руководством в аэроклубе велась большая воспитательная работа по подготовке резерва в военные летные школы. Он сам ездил по районам, где занимался набором курсантов, комплектовал учебные группы, преподавал теорию авиации, аэронавигацию и другие дисциплины. К тому же он был веселым и общительным человеком…»

Умел Ахмад-хан Талович вселять курсантам уверенность в себя. «Сядет в самолет к курсанту, слетает с ним один раз по кругу и скажет: «Полетишь самостоятельно. Все у тебя получиться!» (из воспоминаний А.М. Ведерниковой).

Беспокоился начальник и об отдыхе своих подопечных. Все вместе после полетов и прыжков ездили на озера и в леса республики, играли в футбол, и даже на танцы ходили одной дружной компанией. «На танцплощадке Ахмед-хан Талович приглашал нас, девчонок, и учил, как держать фигуру, как класть руку на плечо партнера. Шутил, смеялся и мы забывали, что он наш начальник. Иногда просто пускался в пляс и оттанцовывал под аплодисменты и напевы окружающих свою лезгинку…» (из воспоминаний А.М. Ведерниковой).

Ахмед-хан Талович очень любил детей, как утверждали его друзья и подопечные. Из воспоминаний П.П. Ивченко: «…Когда бабушка приходила с моей трехлетней дочкой в аэроклуб, он всегда с ней разговаривал, при том спрашивал как ее фамилия, и она ему отвечала Ичка, что означало Ивченко…». А А.М. Ведерниковой запомнился другой эпизод: «Их первенец был еще совсем маленьким. Канкошев ставил малыша обеими ножками на свою ладонь и бегал с ним по стадиону, а малыш восторженно кричал…».

После окончания учебы в аэроклубе многие юноши уезжали учиться дальше – в военные летные школы. Девушек, к сожалению, никуда не брали. Но летать очень хотелось. Немало было и тех, кто не закончил учебу в институтах и не мог уехать учиться дальше. А расстаться с аэроклубом никто не мог. Для пилотов запаса Канкошев А.Т. организовал тренировочный отряд при аэроклубе: «Курсанты тренировочного отряда, где занималась и я, жили такой же жизнью, как и новички. Отряд был создан, чтобы не забывать технику пилотирования и теорию. У нас был создан экипаж. Были у нас и свой инструктор, и летчик с техником…» (из воспоминаний А.М. Ведерниковой).

С самого начала войны А.Т. Канкошев неоднократно говорил на собраниях коллектива работников аэроклуба о помощи фронту, о сдаче заработанных средств в фонд обороны, об организации субботников и воскресников, о сборе теплых вещей и подарков бойцам Красной Армии. Так во время сбора теплых вещей для бойцов на фронт первым передал свою шинель и призвал других последовать его примеру.

Вот такими были йошкар-олинский аэроклуб и его руководитель накануне войны и в первый военный год. После закрытия аэроклуба в марте 1942 года летчики и инструктора ушли на фронт. Первым ушел его начальник Канкошев Ахмад-хан Талович. Он с первых дней войны упорно добивался отправки на фронт. «Гитлеровцы убили моего старшего брата Шамау, сделали вдовой его жену и ситротами троих детей, убили родных любимых сестер Авчару и Фатиму. Я знаю, что мне делать. Фашизм – мой кровный враг, и я жестоко должен отомстить ему за гибель брата и сестер, за страдания и муки, принесенные нашему народу…» - так писал Канкошев в своем рапорте, в котором просил перевода с мирной работы в действующую армию. После окончания авиационных курсов командиров звеньев с декабря 1942г. он - на фронте.

Командир звена 42-го гвардейского истребительного авиационного полка зарекомендовал себя умелым лётчиком- истребителем. «Он влился в 42 истребительный авиационный отряд, где быстро, как воздушный асс, завоевал авторитет с первых дней воздушных боев своей беспредельной храбростью, высоким мастерством, боевым темпераментом, большим искусством летчика, отвагой, которая позволяет творить чудеса в бою. Он всегда сам искал врага и навязывал ему бой, не смотря сколько их…» (из воспоминаний П.П. Ивченко). Командир 42-го гвардейского авиаполка подполковник Гарбарец писал о Канкошеве: «Волевой командир, храбрый летчик-истребитель. Отлично владеет техникой пилотирования и умело применяет ее в борьбе с фашистскими стервятниками…».

За период боевых действий на фронтах А.Т. Канкошев произвёл 108 боевых вылетов, из них 20- на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков, на прикрытие своих войск - 45, на перехват бомбардировщиков и разведки - 20. За проявленное мужество, отвагу и героизм в воздушных боях, за лично сбитые 8 самолётов, за героическое отражение налётов вражеских бомбардировщиков ему 2 сентября 1943г. присвоено звание Героя Советского Союза. Также награжден орденом Ленина и двумя орденами Красного Знамени.

В то время, пока Ахмад-хан Талович сражался на фронте, его жена Зулихан Хакяшевна, как писала газета «Марийская правда», проводила большую работу с ранеными бойцами, так как являлась заведующей комнаты раненых. Также была заместителем председателя по сбору теплых вещей для фронта и председателем по санитарному состоянию города. Его друзья на марийской земле все время следили за его боевыми подвигами, писали письма и получали от него фронтовые весточки с приветами.

А.Т. Канкошев погиб в боях за г. Керчь в 1943г. «Как человек он был пламенным патриотом нашей Родины. Он безгранично любил свой народ… Как летчик он был рожден для неба. Его жизнь неразрывно была связана с авиацией, которой он отдал свой опыт, знания и самое дорогое – свою жизнь…» - именно так отзывались о Канкошеве Ахмад-хан Таловиче его марийские друзья.

Говоря о летном деле в нашей республике, нельзя не сказать о деятельности йошкар-олинского аэроклуба.

«Комсомолец на самолет!», «Даешь стране 150000 летчиков!». В начале 30-х годов прозвучали эти лозунги, призывавшие учиться защищать свою молодую страну и все ее завоевания. Коснулось это движение и нашего марийского края.

В 30-е годы прошлого века комсомол развернул широкое и активное шефство над летчиками и моряками, над соединениями и частями Красной Армии, направляя в них лучших своих воспитанников. Это вызвало огромную тягу передовой молодежи к овладению военным делом. Создавались школы и кружки Осоавиахима. Юноши и девушки становились стрелками, пилотами и парашютистами.

История Йошкар-Олинского аэроклуба начиналась весной 1935 года с парашютного кружка, организованного по инициативе парашютистки И.Ф. Давыденковой, уроженки Нижнего Новгорода. Первыми в члены парашютного кружка записывались руководители комсомола, партии, города. «Желающих заниматься в нем оказалось больше, чем мы предполагали. Но из них нужно было выбрать лучших – физически здоровых, смелых парней и девушек… Занятия проводились вечерами. Пособий и официальных инструкций о технике прыжков в то время еще не было. Поэтому я готовила спортсменов, опираясь в основном на свой личный опыт» - так вспоминает И.Ф. Давыденкова о создании кружка.

22 июля 1935 года состоялись первые парашютные прыжки. Интересные воспоминания организатора кружка И.Ф. Давыденковой и о первых прыжках: «Наши прыжки среди местных деревенских жителей вызвали тогда настоящий переполох. Некоторые старушки крестились, видимо, принимая нас за «нечистых духов». К концу 1935 года в парашютном кружке насчитывалось уже 40 парашютистов.

15 декабря 1935 года областной комитет Марийской автономной области принял решение об организации аэроклуба в г. Йошкар-Оле. 24 июля 1936 года состоялся спортивный праздник, посвященный 15-летию Марийской автономной области, в котором впервые принимали участие наши парашютисты. 27 июля 1936 года состоялась первая конференция членов аэроклуба и эта дата считается днем рождения Йошкар-Олинского аэроклуба.

Бурное развитие авиации сопровождалось  трагедиями. Так, в 1936 году при выполнении показательного затяжного парашютного прыжка в г. Йошкар-Оле погибла рекордсменка Советского Союза Ната Бабушкина – не хватило высоты для раскрытия парашюта. В память о парашютистке в г. Йошкар-Оле был установлен памятник и разбит сквер, носящий ее имя. До 1942 года аэроклуб носил имя Наты Бабушкиной. А с 1942г. он был переименован в аэроклуб имени Героя Советского Союза Канкошева А.Т.

До Великой Отечественной войны в аэроклубе прошли обучение более 400 авиамехаников, парашютистов, летчиков. В годы войны на базе аэроклуба дислоцировался центр по подготовке военных летчиков. Среди инструкторов были такие летчики, как Н. Спирин, А. Кугенеров, П. Ивченко, Д. Костюков,    А.Т. Канкошев.

После войны традиции аэроклуба возродили и продолжили новые поколения молодежи. С 1950 года аэроклуб вновь «становится на крыло». В это время аэроклуб был переименован в спортивно-планерный клуб, открылась планерная станция. Возглавил аэроклуб Лоскутов К.П., руководивший организацией 17 лет. Клуб имел два звена: парашютное и планерное, второе в 1968 году преобразовалось в самолетное. В 1963 году аэроклуб подготовил шестерых мастеров спорта, а М. Кугувалов и Т. Насонова установили 3 рекорда страны. В 1967 году Т. Насонова стала рекордсменкой мира, пролетев на планере более 700 км. В 70-80 годы клуб имел уже три звена: парашютное, планерное, авиамодельный спорт. Парашютное звено подразделялось на течения: прыжки на точность приземления и групповая акробатика. Прыжки выполняли со спортивного пилотажного самолета Як-18, с самолета Ан-2. Марийская команда неоднократно принимала участие в соревнованиях и занимала призовые места.

19 февраля 1964 года Йошкар-олинский спортивно-планерный клуб реорганизован в Йошкар-олинский авиационно-спортивный клуб ДОСААФ, а в 1991 году в Йошкар-олинский авиационно-спортивный клуб РОСТО.

Основные задачи аэроклуба неизменны с момента его создания – это подготовка молодежи призывного возраста как парашютистов к службе в вооруженных силах (250-300 человек в год), первоначальная летная подготовка юношей для дальнейшего направления на учебу в летные училища, развитие и популяризация авиационных видов спорта, помощь народному хозяйству. Большое количество курсантов аэроклуба поступало и заканчивало летные училища, несли охрану воздушных рубежей Родины. Многие награждены Правительственными наградами.

За годы работ в аэроклубе выросла целая плеяда летчиков – спортсменов, многие из них становились победителями соревнований, достигли уровня Мастеров спорта по высшему пилотажу. Особо значимых успехов аэроклуб добился в парашютном спорте. Нельзя не отметить мастеров спорта: С. Жеребцова, С. Храбрых, К. Шутову, А. Холкина. В. Французов установил 7 мировых рекордов, Ю. Абрамова в 1996 году – абсолютная чемпионка мира среди юниоров, А. Мальцев, Б.Николаев, С.Ялпаев – чемпионы мира по групповой акробатике уже в 21 веке. Таких успехов наша Республика не добивалась ни в одном другом виде спорта.

Йошкар-Олинский аэроклуб до 1997 года готовил летчиков для поступления в авиационные училища, после чего эта задача была снята. С 2004 года снята задача по подготовке призывников, как парашютистов, для службы в ВДВ РФ. С 2000 года аэроклуб выполняет полеты по авиалесопатрулированию Республики Марий Эл и близлежащих районов, выполняет полеты в интересах заинтересованных организаций, проводит подготовку: парашютистов-спасателей, начинающих парашютистов и парашютистов-спортсменов, выполняет показательные выступления, проводит соревнования и участвует в них.

«Куда-то в тень. А мне пора достать

Свои слегка потрепанные крылья

И во главе пернатой эскадрильи

Опять по небу ясному летать».

Все, кто хоть раз побывал в небе, влюбляется в него раз и навсегда. И истории наших земляков - летчиков тому подтверждение. Как не тот, кто стремиться в небо, всегда и во всем старается быть первым!

↑ Наверх