(8362) 42-36-32, 42-43-84 Йошкар-Ола, ул. Вознесенская, 39

Краеведческая работа с подростками в музее

Юдина И. В., заведующая отделом развития и связей с общественностью Музея истории города Йошкар-Олы

Статья опубликована в журнале «Марийское краеведение: опыт и перспективы развития. Материалы Межрегиональной научно-практической конференции», Йошкар-Ола, 2019.


Одним из условий стабильности современного общества является уважение к истории своей страны, к народам и традициям. Огромная роль в приобщении к изучению, сохранению и возрождению культурно-исторического наследия принадлежит музеям. Как считает К. Г. Левыкин: «Музей — исторически обусловленный многофункциональный институт социальной информации, предназначенный для сохранения культурно-исторических и естественнонаучных ценностей, накопления и распространения информации посредством музейных предметов. Документируя процессы и явления природы и общества, музей комплектует, хранит, исследует коллекции музейных предметов, а также использует их в научных, образовательных, воспитательных и пропагандистских целях» [1, с.18]. Сегодня музей является не только хранилищем документов, предметов, свидетельствующих об историко-культурном наследии, но и социокультурным институтом, где главными становятся вопросы приобщения детей и молодежи к духовно-нравственным и культурным ценностям посредством разнообразных форм краеведческой работы.

При создании новых музейных программ научными сотрудниками используется комплексный подход: наряду с культурным отдыхом, посещение музея предполагает обучение и воспитание человека. Сегодня для успешного функционирования музей должен выполнять самые разные функции, становясь информационным, образовательным, научным, культурным и досуговым центром одновременно.

Как показывает практика, наиболее активной музейной аудиторией являются дети и подростки. Подростки — одна из самых сложных аудиторий в музее. В этом возрасте посещать музеи становится скучно, неинтересно. Подросток начинает рассуждать так: «в школе учат, дома читают нотации, в музее — тем более». В настоящее время остро стоят вопросы низкой посещаемости музеев подростками, отсутствия коммуникации между подростками и музеями, отсутствия предложений со стороны музеев, соответствующих современным потребностям аудитории. Поэтому необходимо искать такие формы краеведческой деятельности, при которой уделяется большое внимание развитию у школьников стремления к самостоятельной работе, исследованию в пространстве музея. В Музее истории города Йошкар-Олы такими формами стали интерактивная поисково-исследовательская игра для подростков «Краеведческий десант», Олимпиада для школьников по краеведению, смотр-конкурс музейных экспозиций и выставок и др.

Интересен опыт ведения краеведческой работы с подростками муниципальными и областными музеями России.

Так, при Государственном историческом музее для подростков организован кружок «Юный краевед». В программе кружка — изучение истории древней Москвы (XII–XIX вв.), ее улиц и переулков, путешествие по заповедным зонам старой Москвы — Китай-Городу и Зарядью, знакомство с историей своих районов и домов, пешеходные экскурсии по Москве и занятия в экспозиции Исторического музея, лекции, беседы, фотовыставки и конференции [3].

Особое внимание хочется уделить примеру опыта Музея современного искусства PERMM. В музее успешно реализуется проект «За пartой», в рамках которого школьники создают свои выставки и паблик-арт объекты; работает команда волонтеров и арт-медиаторов; создаются игровые путеводители в рамках межмузейного проекта «На старт. Внимание... В музей!» [5].

В течение трех дней работы на дискуссиях и практикумах участники узнают мнение подростков о том, каким должен быть музей; знакомятся с передовым опытом работы российских музеев с подростковой аудиторией; узнают о новых идеях и форматах работы с подростками для музеев любого профиля; разрабатывают мероприятия, события, проекты для подростков с целью их дальнейшей реализации в собственных музеях. Формат работы предполагает активное включение каждого участника, насыщенную работу в мини-группах с экспертами, интенсивное общение с подростками.

Немало работы с подростками в краеведческом направлении проводят музеи Санкт-Петербурга. Большой музейный фестиваль «Детские дни в Петербурге» проводится уже двенадцатый год подряд.

Во всем мире самой сложной своей аудиторией музеи называют подростков. Но когда-то такими же неудобными посетителями в музеях считались дети — а теперь их принимают как самых желанных гостей. Команда фестиваля решила, что пора менять ситуацию, и запустила программу 13+ «Что я тут забыл?» специально для подростков.

В Молодежном центре Эрмитажа старшеклассники совместно с кураторами за два месяца подготовили программу «Speed-dating с картиной». Каждый участник выбрал картину и помог ей «заговорить» — ограничения в средствах не было — можно было использовать аудио или подготовить монолог, а кто-то даже создал целый перформанс. Посетители приходили на свидание с произведением искусства в формате speed-dating: остановившись перед картиной, можно было услышать её «взгляды на жизнь» в изложении живого человека, стоящего рядом. Как после любого блиц-свидания, по окончании такой прогулки зрители могли выбрать, какая из картин им больше по душе [4].

В Музее истории города Йошкар-Олы подростки являются частыми и желанными гостями. Интерактивная поисково-исследовательская игра «Краеведческий десант» уже восьмой год собирает все больше и больше старшеклассников в нашем музее.

«Краеведческий десант» — это интенсивная стажировка в области краеведения, проходя которую, обучающиеся развивают и совершенствуют свои исследовательские и коммуникативные компетенции, получают специальные знания, необходимые для проведения самостоятельных краеведческих исследований. Кроме этого, десант учит вниманию к мелочам, умению увидеть целое через деталь, активному взаимодействию с тем явлением, которое изучаешь, поскольку основная идея всех заданий «Краеведческого десанта» — интерактивность. Как известно, в подростковой среде добиться выполнения поставленных задач можно только при условии, что ребятам будет интересно над ними работать. Поэтому задания десанта разрабатываются с учётом этого важного критерия.

Проект позволяет активизировать работу школьников по сбору и обработке краеведческого материала, и как следствие, это приводит к пополнению фондов музея города, так и школьных музеев.

За 8 лет проведения «Краеведческого десанта» подростками были исследованы следующие микрорайоны города: Сомбатхей, Гомзово, Ремзавод, исторический центр города. В 2015 г., в год 70-летия Победы, «Краеведческий десант» был посвящен изучению объектов, предприятий, учреждений нашего города, связанных с Великой Отечественной войной. Тогда впервые в «Краеведческом десанте» приняли участие команды студентов колледжей и техникумов. В 2018 г. мы посвятили «Краеведческий десант» одной из самых старых улиц города — улице Пушкина.

С 2012 года по инициативе нашего в Йошкар-Оле проходит ежегодная муниципальная Олимпиада для школьников по краеведению. Она не входит в список обязательных, таких как олимпиада по математике, химии, физике и т. д., но, тем не менее, является, на наш взгляд, важным звеном краеведческого образования. В программу олимпиады входит несколько этапов: мини-исследовательская работа; конкурс знатоков, описание музейного предмета. Таким образом, каждый участник может продемонстрировать свои умения и познания в разных направлениях.

Более 10 лет Музей истории города Йошкар-Олы организовывает и проводит смотры-конкурсы школьных экспозиций и выставок. Темы каждый год выбираются разные: посвященные юбилейным датам города, традициям и праздничной культуре, писателям, экологии и т. д. все темы так или иначе связаны с Йошкар-Олой, ее жителями, историей. В оформлении экспозиций, поиске материалов подростки принимают самое активное участие, поэтому и результат им всегда интересен и близок.

Таким образом, в настоящее время музеи, в том числе и наш, активно включились в работу с подростковой аудиторией. Краеведению здесь отводится далеко не последняя роль.

Деятельность музея может быть значительно эффективнее, если воспитывать посетителя с детства, формировать музейную аудиторию постепенно и целенаправленно. Чем раньше музей и краеведение будут включены в сферу воспитания ребенка, тем результативнее окажется их воздействие в будущем.


Литература

1. Музееведение. Музеи исторического профиля: Учеб. Пособие для вузов по спец. «История» / Под ред. К. Г. Левыкина, В. Хербста. — М.: Высш. шк. — 1988. — С.18.

2. Троянская С. Л. Музейная педагогика и ее образовательные возможности в развитии общекультурной компетентности: Учебное пособие / С. Л. Троянская. — Ижевск: Ассоциация «Научная книга», 2007. — 139 с.

3. Государственный исторический музей. URL: https://shm. ru. (дата обращения: 07.11.2018).

4. Детские дни в Петербурге. URL: http://www. museum12345.ru. (дата обращения: 07.11.2018).

5. Музей современного искусства PERMM. URL: https://permm. ru. (дата обращения: 07.11.2018).


↑ Наверх