(8362) 42-36-32, 42-43-84 Йошкар-Ола, ул. Вознесенская, 39

Культурно-образовательный, социальный и психологический эффект фольклорных программ

Автор статьи: Бусыгина Мария Валентиновна, заведующая отделом культурно-просветительной работы МБУК «Музей истории города Йошкар-Олы»

Статья опубликована в сборнике Всероссийской научно-практической конференции «Научно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение развития этнотуризма для детей и юношества в Республике Марий Эл» (Йошкар-Ола, 2014 год).


При Музее истории города Йошкар-Олы активно работает фольклорное объединение «Царёв город». Главная цель деятельности объединения – сохранение и популяризация русской традиционной культуры. Фольклорное объединение ежегодно отправляется в этнографические экспедиции в русские села и деревни республики Марий Эл. Во время экспедиционной работы до сих пор удается зафиксировать старинные народные песни, игры, бытовые танцы, элементы народного костюма.

Существование фольклорного объединения в музейном пространстве формирует определенную специфику работы данного коллектива. Материалы фольклорно-этнографических экспедиций становятся основой не только для научной работы, но и активно используются в музейной педагогике, в различных музейно-образовательных программах. За 7 лет существования фольклорного объединения «Царёв город» было создано около 20 программ по русской традиционной культуре: «Колядки, колядки, собрались ребятки…», «Жаворонушки, прилетите!», «Традиционная молодежная вечорка», «Народная игротерапия» и другие. Некоторые элементы программ активно использовались в работе с туристическими группами разных возрастов.

Суть каждой программы сводится к тому, что ведущий (исследователь-фольклорист) в национальном костюме общается с музейной аудиторией на определенную тему и вовлекает посетителя в стихию традиционной культуры посредством народных песен, игр, музейных предметов.

В настоящее время сложился определенный стереотип, связанный с тем, что фольклор – это нечто отжившее, устаревшее, малоинтересное современному человеку. Мало кто уже помнит, что само понятие «фольклор» переводится как народная мудрость. Проведение программ по русской традиционной культуре в течение длительного времени не просто разрушает данный стереотип, но и показывает определенную потребность современного общества в народной культуре.

В результате проведения данных программ сложились определенные принципы работы, являющиеся необходимым условием грамотного подхода к фольклорному материалу и способствующие необыкновенному успеху программ у посетителей музея.

1) Использование традиционного народного костюма.

Все программы проводятся ведущими в традиционном русском костюме. При этом соблюдается обязательное условие – это не должна быть стилизация или костюм «по мотивам». Только точное воспроизведение национальной одежды формирует уважительное отношение не только к ведущим, но и ко всей народной культуре. Через традиционный костюмный комплекс участники программы знакомятся с определенными духовно-нравственными основами того или иного народа, осознают уникальность и неповторимость каждой  культуры. Проведение фольклорной программы в традиционном костюме имеет еще одно неоспоримое преимущество – создает ощущение присутствия «человека из народа», а не экскурсовода. Такой человек и пошутить может, и использовать в речи элементы разговорной речи, т.е. быть ближе и понятней простому посетителю.

2) Разработка программ на местном фольклорно-этнографическом материале.

Использование в программе местного экспедиционного материала – одна из основных задач подобных программ. Традиционные песни, игры своей местности способствуют не только знакомству с яркими образцами фольклора, но и позволяют ощутить чувство гордости за свой родной край, люди которого создали столь интересные, неповторимые игры, обычаи, песни.

3) Эффект живого общения.

В традиционной культуре не существовало исполнителей и слушателей. В ситуацию праздника, песни была вовлечена вся деревня, а значит активное начало исходило от всех жителей. Безусловно, были одаренные исполнители, но они всегда зависели от окружающих, пели не в одиночку, «соло», а для всех, для   ощущения радости и праздничного настроения. Поэтому необходимым условием подобных программ является «погружение» посетителей в атмосферу праздника, обряда, где они не просто зрители, но и активные исполнители фольклорных элементов.

Большинство программ строится на импровизации со стороны ведущего, для каждой группы подбирается особый стиль общения, разные игровые ситуации. И это имеет необыкновенный психологический эффект, когда присутствующие открываются друг для друга в новом качестве, сближаются посредством народной игры, учатся сплоченности и взаимопомощи. Народные игры, используемые в программах, доступны для любой аудитории, не требуют особой подготовки, а главное, направлены на раскрытие таких черт характера, как искренность, открытость, стимулируют фантазию человека, его творческий потенциал. После подобных игр, подобранных специально для каждой возрастной группы, происходит и обновление чувств, и единение группы, и, безусловно, ощущение праздника, красок жизни.

4) Формирование особого отношения к музейному пространству.

Благодаря тому, что фольклорные программы проходят в музее, происходит кардинальное изменение отношения к музейному пространству. Если раньше музей воспринимался как хранилище старинных предметов, место, достаточно ограниченное различными запретами типа «руками не трогать!», то благодаря ожившим фольклорно-этнографическим элементам – песням, играм, загадкам, музей перестает быть только хранилищем, закрытой территорией. Уютная обстановка, пережитые яркие эмоции, смех позволяют создавать особое отношение к музею. Это уже что-то родное, близкое, куда хочется прийти снова, где тебя ждут, где тебе рады. Благодаря традиционной культуре музей раскрывает границы своей деятельности, вызывает повышенный интерес к музейному делу у современных посетителей и подчеркивает необходимость музейных площадок в современном обществе.

5) Главный принцип передачи информации – устность.

В традиционном обществе все элементы традиционной культуры распространялись устным путем. И из поколения в поколение передавалась мудрость народная, духовно-нравственные ценности, не говоря уже о песнях, сказках и других жанрах фольклора. В музейных программах, связанных с фольклором, обязательно присутствует живое исполнение традиционных песен и игровых припевок. И это заставляет посетителя также включаться в музыкальную ситуацию, подпевать, а значит не оставаться равнодушным к происходящему. И это тоже своеобразный психологический тест – легче всего подключаются к пению дети, наиболее открытые и незакомплексованные посетители музея.

Невероятный положительный эффект в программах наступает от использования живых инструментов – балалайки, гармошки. Многие городские жители никогда не слышали звучания этих инструментов, но в процессе фольклорной программы «бессознательно» включаются в  стихию традиционной музыки, не могут усидеть на месте и «оживают», раскрепощаются.

Такие фольклорно-этнографические программы, основанные на глубинной народной культуре, на подлинных образцах устного народного творчества, не могут оставить равнодушными ни детей, ни взрослых. Через традиционные элементы – песни, игры, музейные предметы – идет не только знакомство с бытом, укладом, мировоззрением русского крестьянина, но и происходит процесс «проживания» традиционной культуры, вовлечения зрителя в активные формы сотрудничества и партнерства. Пройдя через подобное «проживание традиции», посетитель по-новому осмысляет себя и свое место в современном мире и начинает более внимательно относиться к историческому прошлому.

↑ Наверх