(8362) 42-36-32, 42-43-84 Йошкар-Ола, ул. Вознесенская, 39

Музейно-педагогическая программа «Секреты музейного чемоданчика»

Юдина И.В.

Музей истории города Йошкар-Олы,

заведующая отделом развития и связей с общественностью

Музейный вестник: ежегодный сборник. Вып. № 12 / ГБУК "Национальный музей РМЭ им. Т. Евсеева";

науч. ред. Д.Ю. Ефремова. - Йошкар-Ола, 2018. - 304 с., с. 76-78. 


Музейно-педагогическая программа

«Секреты музейного чемоданчика»

(из опыта организации семейного досуга в выходные дни

в Музее истории города Йошкар-Олы)


Музей истории города Йошкар-Олы проводит большую работу с детской аудиторией. Прошли апробацию и пользуются значительной популярностью комплексы музейных программ для воспитанников старших и подготовительных к школе групп детских садов «Растём с музеем», для обучающихся начальных классов общеобразовательных организаций «Мир музея».

На наш взгляд, в настоящее время в Йошкар-Оле существует не так много учреждений, организаций, где семьи могли бы провести время со своими детьми. Причём, не просто отдохнуть, пообедать, а узнать что-то новое, интересное, необычное о нашем городе и друг о друге.

Для нас особенно важно, чтобы именно музей стал местом, где может собираться вся семья.

Для того, музейные выходные смогли объединить детей и взрослых, способствовали сохранению традиций семейного времяпрепровождения, были разработаны и апробированы 4 программы «семейных выходных», об одной из которых – «Секреты музейного чемоданчика» – пойдёт речь в данной статье.

Стоит отметить основные моменты, отличающие данную программу от других музейных программ.

Во-первых, в «Секретах музейного чемоданчика» активно используются экспонаты музея,  подлинники, обладающие научной, исторической значимостью. Их можно в определенных условиях музейно-педагогической деятельности «брать в руки», «рассматривать». Они являются образами-символами определённой эпохи, образа жизни, направления деятельности, профессии. Экспонат в нашем случае выступает как то, что значимо для посетителя музея не только как пассивного наблюдателя, но и как человека активно познающего, использующего данный предмет.

Во-вторых, в программе используется комплексный метод, программа строится на трёх важнейших постулатах, состоит из  трёх частей: познавательной (образовательной, просветительной), игровой и прикладной (мастер-класс). Содержит информацию для детей и взрослых, задания, игры также классифицируются на детские и взрослые. Мы знакомим горожан с профессиями и занятиями жителей Царевококшайска посредством изучения музейных экспонатов, погружения в атмосферу старого города.

Царевококшайск сто лет назад был административным центром  одноимённого уезда. Таких городов в России насчитывалось около пятисот. В XIX веке в России произошёл промышленный переворот, но этот процесс почти не затронул Марийский край. Промышленность Царевококшайска была представлена более всего ремесленным и мелкотоварным производством. В городе имелись хлебники-булочники, портные, сапожники, столяры, бондари, печники, трубочисты, кузнецы. Важные и нужные профессии.

В ходе программы ведущий знакомит детей с необычными забавными профессиями, существующими в мире: «подниматель» пингвинов, «обниматель» панд, дергаль (этот специалист занимается сбором морских водорослей всего три месяца в году). А затем переходит к рассказу о занятиях церевококшайцев. Программа основана на фактах из истории Йошкар-Олы, что, несомненно, достойно внимания посетителей.

Повествование, беседа чередуются с игрой. Народные игры о профессиях и занятиях человека с элементами театрализации в большом количестве существовали в детской среде. К сожалению, они сейчас незаслуженно забыты, а ведь именно в  них ребёнок развивался, получал первоначальную информацию о той или иной профессии, воображал себя поваром, кузнецом, столяром, портным… Игры сопровождаются специальными песенками или словами, ситуация проигрывается несколько раз.

Заключительная часть семейной встречи в Музее – мастер-класс по изготовлению открытки к определённому событию. Всегда приятно сделать что-то своими руками, а потом подарить родным, близким.

В перспективе – использование иных экспонатов из фондов музея. Дети и взрослые услышат новые истории о городе и горожанах, попытаются разгадать другие, не менее интересные секреты музейного чемоданчика.

 

Литература

 

  1. Стариков, С.В. Царевококшайский альбом: эпоха, город и горожане на старинных открытках и фотографиях [Текст]: Книга-альбом/С.В. Стариков. – Йошкар-Ола, ОАО «Издательство «Периодика Марий Эл», 2008. – 302с.



↑ Наверх