(8362) 42-36-32, 42-43-84 Йошкар-Ола, ул. Вознесенская, 39

Царев город на Кокшаге: 425 лет в истории, православном служении и культуре нашего Отечества

Cтариков Сергей Валентинович, доктор исторических наук,  профессор, проректор по научной работе и инновационной  деятельности МарГУ

В 2009 году столице Республики Марий Эл, городу Йошкар-Оле исполняется 425 лет со времени основания. Наш город является одним из старейших в левобережье Волги. Его возникновение связано с событиями второй половины XVI века, когда происходило присоединение Поволжья к Российскому государству и для закрепления вновь присоединенных территорий строились города-крепости. В 1580-е годы были основаны Самара, Саратов, Царицын, Козьмодемьянск. После взятия Казани войсками Ивана Грозного в 1552 году на луговой стороне Марийского края было тревожно: вспыхнули «черемисские войны». Для закрепления власти московского царя с 1574 году стали возводить крепости и остроги. Летом 1584 года первые отряды, возглавляемые воеводами, прибыли на берег Малой Кокшаги  и заложили здесь город-крепость. Царским указом от 1 ноября 1584 года князь Иван Андреевич Оболенский-Ноготков был поставлен первым воеводой Царева города на Кокшаге, за которым постепенно закрепилось официальное название — Царевококшайск.

Долгое время город оставался административно-военным поселением в левобережье Волги, управлялся воеводой. Все постройки, включая стены и башни крепости, храмы, административные здания и жилые дома, были деревянными. После смутного времени начала XVII века, особенно во второй половине этого столетия, Царев город на Кокшаге стал укрепляться за счет русских переселенцев из центральных и северо-западных уездов России, основавших в окрестностях Царевококшайска деревни Жуково, Ширяйково,  Вараксино, Лапшино, Кожино,  Марково, Березово и другие, вошедшие в 1938 году в городскую черту. При Петре I Царевококшайск вошел в состав обширной Казанской губернии, а по губернской реформе Екатерины II 1775 года город становится одним из 12 уездных центров преобразованной Казанской губернии, получив свой герб, штаты и все атрибуты уездного города Российской империи. Застройка улиц, согласно регулярному плану, утвержденному Императором Николаем I в марте 1835 года, придавала городу довольно четкий вид.

С момента своего основания Царев город на Кокшаге нес на себе великую духовную миссию православного служения. И не только потому, что вновь присоединенные земли Марийского края были языческими, и была нужна миссионерская деятельность, а потому, что город на берегах Кокшаги,  названный во имя Царя Небесного, замысливался и строением своим утверждался как малый Иерусалим на востоке Европейской России, как центр православного служения в новообретенных землях, как Град Божий на земле. Явление чудотворного образа Мироносицкой (Царевококшайской) иконы Богородицы в середине XVII века задолго до основания Патриархом Никоном Нового Иерусалима под Москвой еще более утвердило эту богоносную роль Царевококшайска. Полагаем, что эта духовная страница истории нашего города еще ждет своих исследователей.

В 1730-1750-е годы в Царевококшайске развернулось бурное каменное строительство. Именно тогда старанием каменных дел мастеров  был воздвигнут Царевококшайский  храмовый комплекс, включавший в себя четыре главных храма: Воскресенский собор (1759 г.), Троицкую (1736 г.), Входоиерусалимскую (1754 г.), Вознесенскую (1756 г.) церкви. Расположенные по берегу реки, возвышающиеся над деревянной городской застройкой, храмы придавали Царевококшайску облик типичного городка Российской империи. Они строились на средства местных купцов и крестьян, а их зодчими стали мастера из разных городов России. Так, первый каменный храм города — Троицкая церковь — была построена на средства купца Стефана Вешнякова  и крестьянина деревни Жуково Алексея Осокина, а возведена  в традициях русского церковного зодчества XVII  века — «подрядчиком», крестьянином Нижней слободы Городецкой волости Нижегородской губернии Иваном Томиловым «со товарищи» [1]. Храмовый комплекс Царевококшайска отличался красотой церквей с высокими колокольнями и величественными куполами, увенчанными медными крестами с царскими коронами.

Церковная жизнь в городе и уезде отличалась не только подвижничеством служения священства, но и каким-то  особым проникновением во все области духовной и культурной жизни. Основанный в 1888 году Царевококшайский Богородице-Сергиев монастырь, наряду с духовной и образовательной миссиями, приобщал городских жителей к культуре садоводства и цветоводства,  рукоделия и  фотомастерства.  Царевококшайские храмы имели солидные библиотеки, имевшие не только духовую, но и светскую литературу.

Удаленный от больших дорог и широких водных путей, расположенный в лесах, Царевококшайск в течение столетий оставался глубокой провинцией, где мало что менялось. Город не удостоился посещения царствующими особами, крупными чиновниками,  деятелями культуры, но он имел свое лицо, и лицо весьма неординарное.  Местная интеллигенция (учителя, врачи, земские деятели) во второй половине XIX — начале ХХ веков стремились развивать город, рассказать о нем читающей России. В 1825 году открылось Царевококшайское уездное училище, в 1905-ом была основана женская гимназия, в 1907-ом — ремесленная школа,  в  1917-ом —  учительская семинария. Царевококшайские учебные заведения  считались одними из лучших в Казанской губернии. Это, несомненно, повлияло на судьбу некоторых выпускников, ставших известными в России. Василий Алексеевич Богородицкий (1857-1941), сын местного священника, стал известным ученым-филологом, одним из основателей Казанской русской лингвистической школы, создателем  первой в России Фонетической лаборатории.  Александр Ефимович Котомкин-Савинский (1885-1964), благодаря покровительству Великого Князя Константина Романова, стал поэтом, стихи которого печатали центральные российские журналы. Среди знаменитых царевококшайцев выделялись русские писатели братья Алексей Тихонов-Луговой (1853-1914) и Владимир Тихонов (1857-1914), которые хотя и не были уроженцами города, но прожили в Царевококшайске почти по двадцать лет. Пребывание в отчем доме купца А.Я. Тихонова дало им массу впечатлений, которые нашли отражение на страницах их многочисленных произведений, опубликованных в конце XIX — начале ХХ веков. Учитель русского языка уездного училища Иван Осипович Дерюжев в 1876 г. опубликовал в Казани свою книгу «Очерк 290-летнего состояния г. Царевококшайска и его уезда (1584-1874 гг.)». Николай Александрович Спасский, уроженец Царевококшайска, окружной инспектор Управления Казанского учебного округа, двумя изданиями 1910 и 1912 гг. выпустил учебную книгу  «Очерки по родиноведению. Казанская губерния», познакомив учащихся с городом и уездом, известными людьми царевококшайской стороны.

Накануне российской революции 1917 года Царевококшайск был типичным малым городом России. Население Царевококшайска в 1903 году, по данным Центрального статистического комитета Российской империи, составляло 2554 человека, в том числе 1218 мужчин и 1336 женщин. По национальному составу доминировали русские (98,5%); марийцы, поляки, татары, евреи составляли 1,5 %. Абсолютное большинство жителей города были православными (99,5 %), католики, иудеи, мусульмане составляли 0,5 % [2]. Горожане делились на сословия. По данным Первой Всероссийской переписи населения 1897 года, сословный расклад в Царевококшайске  оказался следующим: крестьяне — 50 %, мещане — 31,4 %, дворяне — 10,6 %, духовенство — 4 %, купцы — 1 %, другие лица — 3 % [3]. По уровню  социально–экономического  развития Царевококшайск существенно не отличался от других уездных и малых городов Российской Империи, а по грамотности населения даже заметно выделялся. По данным переписи  1897 г., из 1658 человек населения города одна тысяча или 60,9 % считались грамотными, что было выше губернского города Казани (51,4 %) и других соседних городов губернии (Чебоксары — 48,8 %, Козьмодемьянск — 44,5 %) [4].

Все основные блага цивилизации того времени были известны царевококшайцам. В  1890-1891 гг.  телеграф  связал Царев город на Кокшаге с Казанью и другими городами России. В 1899 г. в Царевококшайске зазвонил первый телефон, в 1914 году на улицах города появился первый автомобиль. В 1915-16 годах местные торговцы братья Амфилохий и Александр Козлихины издали серию почтовых карточек из 20 видов Царевококшайска, сохранив для потомков облик старого города [5]. В городе были фотографы-любители,  а в 1913 году открылась фотография Захарова. Царевококшайцы смотрели картины «волшебного фонаря» — первые фильмы документального и художественного кино. В начале 1917 года вышел в свет «Царевококшайский земский вестник» — единственное периодическое издание в городе. Еще в 1905 году царевококшайское земство планировало строительство железной дороги от Казани через Царевококшайск на Яранск и Котельнич. Проводились подготовительные работы по строительству железной дороги, шоссированию улиц города, прокладке водопровода, электрическому освещению, благоустройству набережной реки Кокшаги. Но революция 1917 года отодвинула эти планы.

В 1919 году Царевококшайск был переименован в Краснококшайск, большинство из 15 улиц также получили новые названия. В 1928 году город получил новое национальное название — Йошкар-Ола («Красный город»). Став столицей сначала Марийской автономной области,  а с 1936 года — Марийской АССР, он получил новые перспективы для своего развития. В советский период своей истории Краснококшайск – Йошкар-Ола вписал славные страницы в летопись истории города и края. В 1922 году была запущена в эксплуатацию первая электростанция, в октябре 1928 года в город прибыл первый поезд. За годы первых советских пятилеток значительное развитие получила местная промышленность, а накануне Великой Отечественной войны были начаты работы по размещению в Йошкар-Оле крупных  машиностроительных заводов. Война стимулировала превращение Йошкар-Олы  в крупный  индустриальный центр. Здесь разместились военные предприятия, дававшие фронту необходимую военную продукцию: оптические прицелы для танков, артиллерии, винтовок, силовые и зарядные станции и агрегаты, электротехническую аппаратуру и приборы, артиллерийские снаряды и авиабомбы, продукцию местной промышленности  для фронта и тыла. Война и послевоенный период увеличили население города, способствовали развитию его инфраструктуры. На базе военных предприятий выросли крупнейшие заводы Йошкар-Олы — машиностроительный и  полупроводниковых приборов. Около  10 тысяч йошкаролинцев сражались на фронтах Великой Отечественной войны, многие из них погибли на полях сражений. Тысячи горожан и эвакуированных в город самоотверженно трудились для достижения победы над врагом [6].

Еще с довоенных  лет стал меняться  облик города. В конце 1930-х гг. были построены первые кирпичные многоэтажные жилые дома на улице Советской. Город постепенно расширял свои границы. Большое внимание уделялось развитию социальной и культурной сферы. В 1940-1960-е гг. центр города был застроен многими зданиями, которые и сегодня придают столице Республики Марий Эл неповторимый облик (здания Музыкального училища, Марийского национального театра драмы им. М. Шкетана, Национальной библиотеки им. С.Г. Чавайна и другие). В 1970-х гг. в городе была создана мощная строительная база, началось строительство заречного микрорайона «Сомбатхей». Построены сотни тысяч квадратных  метров жилья, детские дошкольные и школьные учреждения, реконструированы улицы, бульвары. Город украсили новые общественные здания, сооружения, мемориальные комплексы.

История распорядилась так, что ХХ век соединил воедино и созидание и разрушение. Богоборческое движение, развернувшееся широкой рекой по Святой Руси, нанесло тяжелый удар по православному Царевококшайску. В советский период почти полностью разрушенным оказался храмовый комплекс города. Сотни  священнослужителей города и  Марийского края пострадали за веру в годы репрессий 1918-1940 годов. Но наши духовные основы оказались сильнее века смятений человеческих душ и разрушений. Не без трудностей, но с верой, надеждой и любовью в начале 1990-х гг. началось церковное возрождение Царева города на Кокшаге  благодаря подвижничеству архиепископа Иоанна, духовенства и мирян Йошкар-Олинской и Марийской епархии. После тяжелых 1990-х гг. город взял новый старт возрождения и развития. Активно ведется восстановление  царевококшайского храмового комплекса. Порушенные православные святыни реставрируются и реконструируются. И вновь, как и сто лет назад, Царев город на Кокшаге  выделяется своими златоглавыми храмами. Новое строительство  ведется по индивидуальным проектам, что придает зданиям неповторимый облик и особый колорит. Отрадно, что сегодня руководство города и республики большое внимание уделяет духовной составляющей нашего города, входящего в число исторических городов Российской Федерации. А это значит, что, отмечая свой 425-летний юбилей, город Царевококшайск–Краснококшайск–Йошкар-Ола, имея глубокие патриотические, державные, православные и культурные традиции, уверенно смотрит в будущее.


Примечания

1 Бажин В. О Троицкой  церкви Царевококшайска // «Мироносицкий вестник». 2009. № 1. С. 25.
2 Стариков С.В. Царевококшайский альбом: эпоха, город и горожане на старинных открытках и фотографиях. Йошкар-Ола, 2008. С. 170.
3 Первая всеобщая  перепись населения Российской Империи  1897 г. Т. XIV. Казанская губерния. СПб., 1904. С. 2.
4 Там же. С. 1.
5 В 2009 г. открытки братьев Козлихиных с видами Царевококшайска переизданы автором данной статьи отдельным выпуском «Город Царевококшайск» в серии «Российская Империя на старинных открытках».
6 Йошкар-Оле — 420 лет (1584-2004). Документы и материалы по истории города. Йошкар-Ола, 2004. С. 20.

↑ Наверх