(8362) 42-36-32, 42-43-84 Йошкар-Ола, ул. Вознесенская, 39

"Шоколадная сказка России"

Про Аленушку когда-то рассказали сказку мне.
Рассказали, что Алена всех прекрасней на Земле.
Эту девочку из сказки я мальчишкой полюбил.
Эту девочку из сказки до сих пор я не забыл…

 

Выставка «Шоколадная сказка России» знакомит с экспонатами из коллекции йошкар-олинского сакулумиста* Ивана Земцова. Коллекция собранна Иваном Сергеевичем в течение десяти лет активного общения и обмена с коллегами из России, Украины, Белоруссии, Чехии, Словении, Польши и других стран. Шоколадные обёртки 1960-1990-х годов, представленные на выставке в виде оригиналов и репродукций, отражают полувековую историю российского кондитерского бренда «Алёнка».

 

За 50 лет, прошедших со времени разработки рецепта первого отечественного шоколада (ГОСТ 6534-69), красивое русское имя «Алёна» в его уменьшительной форме воплотилось во множестве оригинальных образов. Популярность женского имени Алёнушка, по мнению коллекционера, напрямую связана с одноимённой картиной, созданной в 1881 году выдающимся художником Виктором Васнецовым по мотивам русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Это полотно хранится в Третьяковской галерее и является поистине хрестоматийным.

 

История легендарного бренда «Алёнка», считает Иван Земцов, чрезвычайно интересна с нескольких точек зрения. Стилистические особенности оформления российских и белорусских «Алёнок», украинских «Олёнок» и эстонских «Anneke» определяли не только художественные школы и дизайнерские тенденции второй половины XX века, но и технологические возможности советской полиграфической промышленности.

 

В 1990-е годы стараниями новых производителей шоколада и кондитерских плиток на свет начали появляться многочисленные «Лжеалёнки» – обёртки с изображениями девочек, очень похожих на классическую, всем известную «Алёнку», но выступающих под другими именами. Прилавки кондитерских магазинов наводнили всевозможные «Алины», «Алисы», «Анютки», «Аннушки» и «Лапушки» – имитации популярного и коммерчески выгодного образа.  

 

Одновременно рождались и новые шоколадные бренды, производные от женских имён и женских образов: самарские «Елена» и «Сударушка», питерские «Озорная Алёнка» и «Мечта Алёнки», минские «Припевочка» и «Любимая Алёнка», волгоградские «Аксинья» и «Алёнкин соблазн». Аналоги «Алёнки» существовали в Чехии, Словакии, Хорватии, Польше и других странах Восточной Европы. Оригинальные варианты «Алёнок» до сих пор выпускают кондитерские фабрики бывших союзных республик: украинская «Roshen», эстонская «Kalev», белорусские «Спартак» и «Коммунарка».

________

* Сакулумистика, от лат. sacculum «мешок» – коллекционирование упаковок (обёрток и конвертов) от шоколада и фантиков от конфет

шоколадная сказка россии. выставка. музей. йошкар-ола

↑ Наверх