(8362) 42-36-32, 42-43-84 Йошкар-Ола, ул. Вознесенская, 39

Король русского фарфора

ЗАРОЖДЕНИЕ ДИНАСТИИ

Говоря о Кузнецовых, начать нужно с родоначальника этой знаменитой семьи Якова Васильевича. Он жил в Гжельской волости, имел постоялый двор и неплохо зарабатывал кузнечным ремеслом.

Со своими сыновьями часто бывал на местном рынке и замечал, что большим спросом у населения пользуется глиняная посуда. Она здесь, как правило, продавалась неказистая и плохого качества. Эти наблюдения и натолкнули кузнеца на мысль сменить профессию.

Яков Васильевич Кузнецов

Яков Васильевиич Кузнецов (1761 — 1816/1823)

В 1810 г. Яков Васильевич начал собственное дело — открыл небольшой заводик по производству фарфоровых изделий в Гжельской волости (50 км от Москвы). Деятельность предприятия была успешной и, буквально через два года, завод заработал на полную мощность.

Постепенно Кузнецов вовлек в дело своих сыновей Терентия и Анисима. Братья активно включились в процесс. Продукция Кузнецовых охватила все слои населения — для бедных выпускали товары попроще, для зажиточных любителей шика — посуду изысканную и помпезную. На каждое изделие сыновья Якова Кузнецова ставили клеймо «Ф. Братьев Кузнецовых».

Терентий Яковлевич с семьей 700

Терентий Яковлевич Кузнецов с семьей

В 1832 году Терентий Яковлевич расширил дело отца, построив еще один завод — в селе Дулёво Владимирской губернии. А заодно купил фарфоровое производство в соседнем селе Сафроново, причем дело поставил на широкую ногу, выделив живописную мастерскую, сортировочный цех и склад.

Позже бразды правления принял сын Терентия Сидор, который, ко всему прочему, основал фарфоровый завод в Риге.

КОРОЛЬ ФАРФОРА

Матвей Кузнецов

Матвей Сидорович Кузнецов (2 августа 1846 — 9 февраля 1911)

Наибольший расцвет и мировую известность предприятие получило под руководством внука — Матвея Сидоровича Кузнецова. В 1846 году учреждается «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С.Кузнецова», которое объединяло фарфоровые заводы в Дулёво, Новгороде, Вербилках, Риге и было ведущим российским производителем недорогого, но очень качественного фарфора.

Наследовав от отца два завода — Рижский и Дулёвский — Матвей Кузнецов за полвека построил еще два - Будский и Славянский в Харьковской губернии. Приобрел известные заводы Гарднера, Ауэрбаха, Карякина и Рахманова.

МИГ 1 МИГ 3 

Тарелки столовые мелкие. Конец XIX начала XX в.

«Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова»

При покровительстве и поддержке Великих князей дома Романовых и Губернаторов Московской губернии, «Товарищество М.С. Кузнецова» приобрело мировую известность и славу истинно русского, имеющего глубокие исторические корни, фарфора. Предприятие стало неизменным поставщиком Двора Его Императорского Величества с правом употребления Государственного Герба России на своих изделиях и вывесках.

МИГ 4 МИГ 5

Супница. Тарелка глубокая. Конец XIX начала XX в.

«Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова»

Матвей Сидорович Кузнецов оперативно реагировал на новые веяния, следил и выполнял конъюнктуру рынка: улавливал все меняющиеся в обществе настроения и колебания вкусов. Стремление кузнецовской фирмы ко всеохватности рынка приводило к поразительной эклектике ассортимента, что говорило о жизнестойкости и восприимчивости ко всему новому. Кроме того, Кузнецов использовал превосходное сырье и материалы, в том числе, многие ввозил из-за границы, благодаря чему товарный и художественный вид его изделий был одним из лучших в керамической отрасли России.

МИГ 6 МИГ7

Блюдо столовое. Селедочница. Конец XIX начала XX в.

«Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова»

Роспись на посуде и предметах интерьера, изготовленных на заводах Кузнецовых, узнаваема. Обычно это крупные рисунки или небольшие цветочки — стиль, который иногда называли «трактирным» за его броскость, яркость, напоминающую декоративные игрушки.

чашка 297 пределанная8

Чайная пара. Конец XIX начала XX в.

«Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С.Кузнецова»

 молочник полоскательница22

Молочник. Полоскательница. Конец XIX начала XX в.

«Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С.Кузнецова»

Долгое время загадкой оставалась надежность фарфора, который по крепости не уступал керамике и при этом был намного изящнее, отличался необыкновенной белизной. Этот секрет был раскрыт лишь в 1969 году, когда в подвалах предприятий обнаружили керамический состав. Оказалось, что перед обжигом его долго хранили при особом режиме температуры и влажности, в результате чего глина становилась очень пластичной. Кроме того, в производстве использовали лишь торф, собранный до двадцатого июля — в противном случае он мог не успеть дойти до нужных «кондиций». Ну и, конечно, говоря о качестве кузнецовского фарфора, нельзя не отдать должное мастерам, которые трудились над его производством.

пара 2

Чайная пара. Конец XIX начало ХХ в.

«Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С.Кузнецова»

Матвей Сидорович Кузнецов умер в 1911 году, его потомки после революции лишились всех своих фабрик, кроме рижской, которую и возглавляли до 1940 года. На остальных предприятиях, принадлежавших государству, продолжала выпускаться фарфоровая посуда, однако ее качество было совсем иным.

 


↑ Наверх