(8362) 42-36-32, 42-43-84 Йошкар-Ола, ул. Вознесенская, 39

Все как у людей…

Мир кукол – это поистине удивительный волшебный мир, который уводит нас в беззаботное время детства, непосредственности и игры. Каждый из нас прошел этот путь становления личности, но, сколько бы нам ни было лет, мы всегда невольно улыбаемся, когда видим играющих детей, находим свои старые  игрушки. И всколыхнется от этого что-то внутри, затрепещет сердце, станет тепло и радостно от нахлынувших чувств. Ведь именно в детстве закладывается суть человека, его характер и привычки.

Вот уже несколько лет фольклорное объединение «Царёв город» проводит в Музее истории города выставки по русской традиционной культуре. Материалы для выставок собираются в фольклорно-этнографических экспедициях по РМЭ. Но, увы, не всегда обычный этнографический предмет способен вызвать какие-либо чувства у посетителей, к тому же, многие из вещей уже начисто забыты современными людьми. А ведь помимо материала, из которого сделана вещь, бытового предназначения,  предмет был окружен и невероятной атмосферой деревенских звуков, песен, голосов. Плеск воды в колодце, звуки пастушьего рожка, жужжание веретена редко теперь услышишь. И забывается глубинная традиционная русская культура с удивительными песнями, общинным укладом, земледельческим календарем.

Поэтому и возникла идея представить традиционной мир русской деревни в виде кукольных сценок, ведь куклы понятны всем: и взрослым, и детям. Существует расхожее мнение: если хочешь узнать душу народа – посмотри, во что играют его дети. А раньше вся деревня играла такими тряпичными куклами, они были в каждой крестьянской семье, в иных избах их было до сотни. Подобных кукол дети начинали «вертеть» с пяти лет. Свертывали «в скалку» кусок ткани. Белой тряпицей обтягивали лицо, перевязывали льняной ниткой – и вот готова простейшая кукла. Теперь ее можно было «рядить». А уж наряжали куклу с особым старанием, ведь по ней люди будут судить о вкусе и мастерстве будущей хозяйки. Да и игры в куклы всегда были под стать реальной жизни человека – это и свадьба, и дочки-матери, и пастушество. Заметьте, никакого насилия, жесткости, а только созидательное начало в незамысловатых деревенских игрушках.

На данной виртуальной выставке можно увидеть сценки из повседневной крестьянской жизни. Кукольные образы создают неповторимую атмосферу русской деревни, особую цветовую гамму этого мира, где человек гармонично вписывался в окружающую природу, не возвышался над ней, а разумно и бережно заботился о своей земле, своих детях, своем здоровье. Неслучайно, мир традиционной культуры, представленный на выставке, укладывается в простое и емкое понятие «здОрово и здорОво». Человек умел трудиться искренне и самозабвенно, но и умел отдыхать, широко, с размахом. И все его заботы вертелись вокруг земли, дома, семьи. И радость доставляли ему именно повседневные бытовые мелочи: вкусная каша, сенокос без дождя, песня, «котора душу рвет…»  И, конечно же, главное счастье – дети. Ибо не поспоришь с народной мудростью «С ребятами горе, а без них – вдвое».   Поэтому и на выставке их хватает. Много детей было в традиционных семьях, и звенела от ребячьего гомона деревенская улица, а значит весело было в деревне, значит жизнь кипела, значит будущее у деревни есть.

Все куклы на выставке сделаны вручную, с большой любовью и терпением участниками фольклорного объединения «Царёв город» под руководством Ольги Вячеславовны Павловой. Надеемся, что тепло наших рук обязательно тронет сердца посетителей музея, и они уйдут с ощущением добра и радости, которые способна подарить традиционная культура и ее атрибуты – народные куклы.

"Уж как я свою коровушку люблю…"

Корова во дворе, так еда на столе

Скотинку водить – не разиня рот ходить


1

Одним из самых значимых животных в крестьянском хозяйстве была корова – «кормилица-поилица» семьи. Уход за коровой – первая обязанность хозяйки. Чаще всего хозяйка доила корову три раза в день. Разлив молоко по крынкам, она оставляла часть на еду, а другую – на сливки и сметану, из которых делали масло. В тяжелые голодные годы именно кроровушка не раз спасала русского крестьянина.

"Красное лето – зеленый покос"

С косой в руках погоды не ждут

Всякий, кто дорос, спеши на сенокос


2

Косьба была мужским делом, так как требовала большой силы и выносливости. А женщины шли за косцами и «разбивали» траву для просушки.

Косить начинали рано утром, пока на траве лежит роса. При благоприятных условиях уборка сена считалась одною из приятнейших сельских работ. Лето, теплые ночи, купание после утомительного зноя, благоухание воздуха лугов – все вместе это нечто обаятельное, отрадно действующее на душу. Для работы на лугах надевались не только чистые, но и праздничные одежды.


"Фольклорный народный самодеятельный коллектив «Царёв город»"


3

Перед вами участники фольклорного объединения «Царёв город», представленные в виде кукол. Куколки с любовью сделаны самими членами объединения и одеты в тот же костюм, что и их «хозяева».

"Праздничное катание на лошадях"

Масленица-кривошейка, сыграй нам хорошенько…


4

Любимейшим зимним развлечением на Масленицу было катание на санях. К нему тщательно готовились: лошадей мыли, расчесывали им хвосты и гривы, украшали упряжь и сани.

Парни и девушки выезжали на катание с шумом и весельем: лошади мчались вперед, звенели бубенцы, развевались ленты, играла гармошка, звучали песни. Лихие парни, стараясь показать перед девушками свою удаль, управляли бегущими лошадями стоя, прыгали в сани на ходу, свистели и кричали.


"С руками нигде не пропадешь"

 Без ремесла как без рук

Без труда и отдых не сладок

Всякое ремесло честно, кроме воровства


5

В русских деревнях без деревянной ложки было не обойтись. Их изготавливали мастера-ремесленники из древесины клена, липы, березы, осины, ивы. Самыми лучшими считались ложки из клена. В любую пору ложки были самым ходовым товаром. Их привозили целыми возами на торжки. А уж тут каждый выбирал для себя: и чтоб украшена была достойно, и по руке была удобна.


"Ярмарка"

Доход не бывает без хлопот


6

Ярмарки обычно устраивались в городах, в больших селах, слободах и приурочивались к праздникам. Торговцы расставляли свои товары рядами, а чтобы они лучше продавались, сопровождали свою торговлю выкриками и призывами. Поэтому на ярмарке всегда было шумно, оживленно, интересно. Туда даже можно было ходить просто «продавать глаза».


"Русская печка"

Догадлив крестьянин, что на печи избу поставил

Где работано, там и густо, а в ленивом дому пусто

Без хлеба куска везде тоска


10

Русская печь … Сколько добрых слов о ней произнесено! Печь в избе занимает особое место, с ней связан целый мир крестьянских представлений. Желая передать душевное состояние, человек говорил: «Словно у печи погрелся». Печь – самое уютное место в доме. Печью клялись в правдивости своих слов. О человеке, ничего не понимающем в происходящих событиях, говорят: «Словно с печи свалился». Удивительно, что внешний вид печи, называемой русской, остается неизменным вот уже много веков. Печь в буквальном смысле одухотворяла дом. При взгляде на нее начинаешь понимать глубинный смысл выражения «домашний очаг».


"Не велика семья, а все едоки"

Дом - полная чаша

Коль вся семья вместе, так и душа

на месте


11

В традиционной культуре большие семьи были обычным делом. Мебели в избе было немного, поэтому именно за столом собиралась вся семья. Во главе стола обязательно находился отец, дети рассаживались на лавки, а уж женщине и присесть было некогда, бегала она от печи к столу и обратно. В праздник же дети и вовсе за стол не садились, нечего им взрослые разговоры слушать. Ели все из одной большой плошки, зато ложка была у каждого своя. Берегли ее, ведь если потеряешь – можно и голодным остаться.

"Бабы у колодца"

Один человек роет колодец, тысяча людей воду пьют

Про кого речь, тот и сам навстречь


12

Когда раньше колодцы стояли на деревенских улицах, они собирали вокруг себя и ребятишек, и женщин, которые могли здесь переброситься словечком, узнать последние новости, посудачить о ком-либо. Колодец оказывался своеобразным «центром улицы», где человек был на виду, где жители примечали, как девка воду несет, как с ведрами управляется да как она послушна и приветлива.

"Колядки, колядки, собрались ребятки…"

Всяка душа празднику рада


14

Самым любимым зимним праздником в деревне было, конечно, Рождество. Время чудес и радости! Именно в это время ребятишки собирались в группы и отправлялись по домам «Христа славить» и желать благополучия всем жителям деревни. За это хозяева обязательно должны были одарить детей. Так набирался целый мешок «вкусных подарочков», которые они поровну делили между собой.

"Качели"

Христово Воскресенье всем на веселье!

Был пост, будет и Праздник! Была кручина, будет и радость!

15

Качели – это одно из самых излюбленных развлечений молодежи на Пасху. Их обязательно устанавливали в самом людном месте праздничного гуляния, причём изготавливали «всем миром», «вскладчину». Девушки без устали качались, поздравляли друг друга, христосовались, а уж парни непременно приглашали на качели тех девушек, которые им особо по сердцу.


"Где песни, там и молодость"

Где песня поется, там легче живется

Кто поет, тот худо не думает

16

Летнее праздничное гуляние – это особая стихия. В престольные праздники съезжались в деревню гости со всей окрестности. На всю улицу были слышны песни, молодежь гуляла по деревне с гармошкой, останавливаясь, то у одного дома, то у другого. Гармонист был невероятно уважаем в деревне, ведь он создавал ощущение праздника, яркую атмосферу радости, веселья. Поэтому возле него всегда было много девушек, они и гармонь его украсят, платков да лент повесят, да и его самого оберегать будут.



↑ Наверх